Музей Солнца

г. Новосибирск, Красный проспект, д.165/1 +7 (383) 236-22-50+7 (913) 9507306

Посетителям

Анонсы и события

                          СОЛНЕЧНЫЙ  ФЕСТИВАЛЬ

14-16 июля в парке «У моря Обского» прошел фестиваль «Города Солнца».  Музей Солнца и Сибирская Академия Живой Астрологии «Солярис» приняли в его организации активное участие. Задумка фестиваля в том, чтобы представить опыт предыдущих цивилизаций, их достижения и ошибки, вобрать их лучшие зерна для формирования Солнечной  цивилизации Будущего! Сочно-зеленая поляна, посреди пахучих после дождя сосен, гостеприимно разместила всех участников фестиваля. В центре её -  огромная раскидистая сосна. Именно здесь и центр городов Солнца – солнечная цивилизация Будущего, которую представил Музей Солнца. Рядом с палаткой, где выставлены некоторые его экспонаты, установлен  древнерусский инструмент – бильница. Её колокольный звон вливается в общее пространственное звучание голосов птиц, детей, криков индейцев, объявлений со сцены и музыкальных номеров. А когда надо созвать участников фестиваля в хоровод, билы под рукой директора музея, Эдуарда Грингарша,  звучат  уже громко и призывно. Участники фестиваля, объединившись в единый хоровод,  посылали  призыв: «Сделать наш город самым  солнечным городом!», желали всем мира, добра и любви. Второй день музея  вписался в работу фестиваля изготовлением древнерусского головного убора  - кокошника.  Слово «кокошь» означает курицу, или петуха, поэтому и кокошник похож по форме на гребень. Он украшен символами солнца, плодородия, растительными орнаментами. С большим удовольствием этой работой занимались дети всех возрастов и милые дамы. Астрологи  «Соляриса», Елена Голубева и Марина Ильина, представили на фестивале древний Вавилон.  Занимаясь возрождением  Живой Астрологии, они предлагали всем желающим узнать их Планиду, тот цикл, который рассчитывали древние жрецы. Уже на  своей площадке преподаватели школы «Солярис» проводили  астрологические консультации для всех желающих. Вечером, когда появлялись звезды, участники и гости фестиваля могли послушать легенды о созвездиях и посмотреть фильм о нашем Светиле  и других солнцах видимой части нашей галактики в комментариях Марины Ильиной. На всей территории  фестиваля было образовано 12 цивилизаций по четырем сторонам света. Каждая из них, пока сохраняла солнечный принцип, давала  миру  расцвет и дальнейшее процветание. И нам с вами нужно проявлять солнечные качества, чтобы построить солнечную  цивилизацию Будущего!  Свет, Энергия и Тепло  - три структурных элемента Солнца, отражены в человеке разными качествами, такими, как сознательность, внимательность,  оптимистичность, юмор, приветливость, доброжелательность, сердечность…  Этими  качествами делились и наполнялись все участники фестиваля, приехавшие в солнечные города.  

   

   
   





Празднование  Дня  города Новосибирска

В День города Новосибирска 25 июня на площадке Дома Учителя состоялся праздник 12 цивилизаций. В нём приняли участие представители Международной Научной Школы Универсологии,  Арт-объединение «Города Солнца», Сибирской Академии Живой Астрологии "Солярис", Музей Солнца города Новосибирска.Ведущие интерактивной игры «Из прошлого – в Будущее» предложили гостям праздника разнообразные творческие задания:  от Гиперборейских истоков через цивилизации Сибири, Китая, Тибета, Индии, Вавилона, Греции, - к заключительной – солнечной цивилизации, представленной культурно – историческим Музеем Солнца. Пройдя испытания в каждом секторе игры, у стола русской соборной цивилизации, участникам предлагалось выбрать карточки с названием качеств, необходимых для вхождения в Будущее. Выбирая себе одну из карт, каждый мог сравнить своё понимание этого качества с его описанием. Тема самопознания и самосовершенствования разрабатывалась всеми участниками игры. Так, кельтская цивилизация, представленная астрологами центра "Солярис", знакомила с друидической системой знаний, направляя на гармоничное взаимодействие с природой. По дате рождения определялась взаимосвязь с определенным деревом, имеющим, как и человек, определенные качества и свойства. Обращалось внимание, над чем надо человеку работать, и какие качества ему необходимо развивать.Под звуки древнерусского инструмента - бил, присутствующие собрались в круг. Участники вспомнили традиции вождения хороводов, объединения людей в едином движении, едином чувстве, единстве мыслей. Вместе послали мысли о мире, радости, процветании родного города. Разошедшийся к этому времени дождик, не помешал хороводу. Ведь дождь – к плодородию, а это значит, связи собравшихся здесь людей будут крепнуть, сотрудничество, направленное на общее дело возрождения русского духа, исконных традиций, продолжится.

14-16 июля  в парке «У моря Обского», ул. Софийская , 15, состоится фестиваль  

ГОРОДА  СОЛНЦА.  Приглашаем принять участие в солнечном фестивале.

    
  



                                                     
  Летнее солнцестояние

   В этот день солнечный луч  максимально охватывает территорию планеты. Максимальна при этом и энергия самого солнечного луча.Поэтому у древних народов это был день Луча – мощное очищение Земли. Весь биологический мир,  в том числе и человечество, как его часть, получает очистительную солнечную энергию. Нагромождение негативных мыслей и  эмоций должно быть очищено. Это значит, человеку надо принять, ассимилировать её, взаимодействовать с ней. Таким образом, в дни летнего солнцестояния идет накопление энергии.В дни зимнего солнцестояния, напротив, происходит мощный забор энергии. Это время, когда нам надо её передавать, время отдачи накопленного.Многие народы знали эту закономерность. Танцы кручения – хороводы, служили техникой намагничивания, и проводились в эти особенные временные пики в течение всей их длительности – по 3 – 4 дня. Так, у народов племени кроу  (Северная Америка) существовала ритуальная кукла – солнце, обязательно одетая в юбку. Она и другие ритуальные предметы ставились в центр хоровода. Так происходило намагничивание предметов, которые в течение последующего времени использовались, как источники солнечной энергии.Наши предки также сохраняли традицию вождения хороводов в дни солнцестояния, намагничивая праздничную одежду, расшитую свастичными символами.Три точки мира имеют сильные традиции вождения хороводов. Америка, Русь, Якутия мощно ассимилируют приходящие в дни солнцестояния энергии солнца.Можно вспомнить, что и в  день крещения Земля получает мощную подзарядку всех вод, и люди используют её для лечения, поскольку она убивает патогенную флору.В день летнего солнцестояния, напротив, идет мощная живительная энергия от Солнца, которую в первую очередь, впитывает вода. Отсюда обряд обливания друг друга водой. Два этих вида воздействия Солнца закреплены в памяти людей сказками, повествующими о мертвой и живой воде.Созданный по образу и подобию Бога, человек в своих биологических механизмах повторяет механику Солнца. Так же, как Солнце, периодически он накапливает и отдает энергию, взаимодействуя с окружающим миром. Нарушение такого всеобщего закона взаимообмена вызывает сбои в работе организма, с последующими заболеваниями. Чтобы этого не происходило, вспомним слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». 

      

 



                    СОЛНЕЧНЫЕ БОЖЕСТВА СЛАВЯН

Все славянские боги, которые входили в языческий пантеон, делились на богов солнечных и божеств функциональных. Ипостасей бога Солнца было, согласно  времен года, четыре: Хорс (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Свентовит). Верховным Солнечным божеством был Род. В христианских поучениях против язычества ХII – XIII вв. о Роде пишется как боге, которому поклонялись все народы. Род был богом-творцом неба, грозы и плодородия, он повелитель земли и всего живого.Славяне издревле отмечали смену времен года и солнечных фаз. Поэтому за каждый сезон (весну, лето, осень и зиму) был ответственен определенный солнечный повелитель времени. Богу Хоросу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта), солнцу-юноше Яриле   –   между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня), солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) – в период  между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября), мудрому солнцу-старцу Сварогу (Свентовиту)  –   между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря). Все языческие мифологические существа, отвечающие за ту или иную сторону человеческой жизни, можно поделить на три основных иерархических уровня: высший, средний и низший. На высшем уровне обитали все солнечные божества и прародители людей, среднем  –  божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники, баюнники и т.д. Поскольку в верованиях славян Природа была обожествленной  и несла в себе  принцип проявления жизни, с ней  связаны  исключительно   женские ипостаси временных божеств. Они  считались  солнечными богинями Родуницами, к которым относилась Макошь, Златогорка (Злата Баба), Дидиния, Зная, Лада.  Женские солнечные божества выполняли роль берегинь, хранили благополучие определенных мест, природных зон, а также домов и родовых поселений. Макошь  –  богиня плодородия и судьбы, мать урожая, богиня осени. Злата Баба – богиня древней мудрости и благоденствия, верховная богиня. Зная  –  богиня домоводства и быта, богиня зимы.  Дидиния –  богиня супружества и верности, богиня лета. Лада –  богиня Порядка и Гармонии, покровительница брака и семьи, богиня весны и весеннего посева.



                            Праздник летнего солнцестояния

Наблюдения за солнечным циклом в чередовании солнцестояний, равноденствий и затмений породили диахронический культ Солнца, который представлял светило в качестве исторического персонажа, участвующего в развитии и угасании цивилизаций, в рождении новых этносов, культур и религий. Эти наблюдения выявили ряд закономерностей в состоянии Солнца. Было установлено, что оно может переживать периоды спада циклической активности, трудные моменты затмений, солнцестояний и равноденствия – его малого годичного цикла. Диахронический культ Солнца заключал в себе глубокий смысл почитания светила не как персонифицированного бога, имеющего конкретное имя и символическое обозначение, но всеобщего Отца-жизнедателя, выразителем которого являлся солнечный луч, разжигающий силу жизни, тепло домашнего очага и символизирующий передачу божественной энергии всему живому и разумному. Этот священный луч являлся мостом, по которому человек восходит к небесам и все божественное снисходит к человеку. Согласно диахронического культа Солнца, 25 декабря, когда оно все выше начинает подниматься в небе, праздновался его день рождения, что впоследствии стало христианским праздником Рождества Христова. День весеннего равноденствия посвящался возрождению солнечного луча и вознесения всеобщего Отца над материальным миром. В день осеннего равноденствия чествовали солнечный луч в качестве охранителя жизни и мира, тогда как летнее солнцестояние отмечалось праздником солнечного луча, очищающего мир от зла и пороков. В эти дни Солнцу уделялось особое внимание и почтение.

День летнего солнцестояния - с 20 на 21 июня, когда солнце дольше всего остается над горизонтом. На Руси это был праздник Ивана Купалы. В день празднования Купалы солнце достигало высшей активности: самое продолжительное светлое время суток, и самая короткая ночь. Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Именно на этот месяц - июнь - назначали большинство свадеб. Этот месяц называют медовым, когда поспевал мед. И отсюда и медовый месяц у новобрачных. А дети, зачатые в ночь на Ивана Купала - считались самыми смелыми и сильными. Собирали травы, которые в эту ночь обладают самой большой природной силой, прыгали через костер, гадали, искали клады, которые в эту ночь открывала земля. Вода, набранная из открытого источника именно в эту ночь, так же считалась целебной. Утром умывались росой, что на весь год давала силы и здоровья и встречали новый день новой жизни с новыми силами и радостью. Общепринятое сегодня название Иван Купала происходит из слияния народной и христианской этимологий. В переводе с греческого, эпитет Креститель имеет так же значение «погружатель, купатель». После принятия христианства обряд был приурочен ко времени празднования дня рождения Иоанна Крестителя (24 июля). 

Со временем оба праздника - день Иоанна Крестителя и Купалы объединили в один, как связанный с водой, и отмечают его - с 23 на 24 июня и с 6 на 7 июля в зависимости от веры: католической или православной. Все дни летнего солнцестояния считались праздничными. Это были зеленые Святки – неделя отдыха после посадки урожая. В это время роль человека в предстоящем урожае была мала: все зависело теперь лишь от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее благоприятствования, осуществляя святочные обряды. У праздника множество названий. В зависимости от местности и времени, его именовали Купала, Кресь (старорусское), Иван добрый, любовный, Иван-Купала, Иван-травник, Ярилин день (в Ярославской и Тверской губерниях), Сонцекрес (украинское), Духов-день (болгарское) и др. 

Неотъемлемый атрибут купальской ночи, когда принято разводить очищающие костры. Считалось, что в таком огне сгорают хворь и порча. Поэтому матери бросали в костер белье болевших ребятишек, а между кострами многие проводили скот. В некоторых местностях, помимо очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев на шесты, носили их – яркая символика солнца. 

Считалось в народе, вода в этот день приобретала магические свойства. С этого дня можно было купаться в источниках, так как из них выходила вся нечистая сила. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или возвратить) здоровье, красоту. Незамужние девушки умывались росой трижды, произнося специальные приговоры, чтобы поскорей выйти замуж. Одним из развлечений было обливание водой всех встречных. На Купалу принято посещать баню и париться всё теми же вениками из лекарственных трав, к примеру, из крапивы, дубовых веточек и т.д. 

                                       СОЛНЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК ИНКОВ ИНТИ РАЙМИ 

24 июня, в Перу, в день зимнего солнцестояния, проводится солнечный праздник инков, ИНТИ РАЙМИ. Могущественная империя инков простиралась когда-то на территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, а также включала в себя некоторые области современных Чили, Колумбии и Аргентины. Многие тайны и загадки, связанные с жизнью инков, до сих пор не разгаданы исследователями. В Перу еще живы традиции, оставшиеся местным жителям в наследство от Империи инков. Испанские конкистадоры веками пытались вырвать из душ индейцев всякую память о прошлом. Поэтому все, что было связано с язычеством, с древними божествами и святынями было под строжайшим запретом. Тем не менее, многие местные традиции сохранились вплоть до наших дней. Характерным примером этих древних традиций является удивительный праздник Инти Райми . ИнтиРайми в переводе с языка кечуа дословно означает «Праздник Солнца» или «Путь Солнца». Инки полагали, что Солнце является не только божеством, но носителем жизни. Они верили, что жизнь делится на циклы времени, в каждом из которых правит то, или иное солнечное божество. В первой эре, которую они называли «Четыре ягуара», верховным Солнцем был Тескатлипока, во второй – Тауантиксуйю, в третьей – Тиуанако, в четвертой – Виракоча, период «Пятого Солнца» возглавляет верховный солнечный бог Инти. Культ Солнца в империи Инков играл центральную роль в системе государственной власти. Слово «инка» означает «Солнце», поэтому правитель империи считался воплощением Солнца на Земле, а культ Солнца был официальной религией. Главный солнечный храм инков Кориканча («место золота») находился в столице Куско. 

Столицей империи инков являлся город Куско, расположенный на высоте 3500 метров над уровнем моря. Здания и сооружения этого города были сложены из огромных камней, при этом Куско был весь пронизан уникальной системой каменных водотоков. Именно здесь в столице империи ежегодно, в период зимнего солнцестояния отмечался праздник Солнца. К 24 июня сюда съезжались все вассальные правители. Праздник знаменовал для инков начало нового полугодия, что в древние времена имело важное календарное значение. В своих молитвах индейцы благодарили Солнце за урожай (церемония проходила в конце его сбора) и просили Инти оставаться благосклонным к своим детям. Солнечному фестивалю предшествовал трехдневный пост. В течение последующих девяти праздничных дней употреблялось большое количество еды и напитков, а также совершались жертвоприношения. Известно, что в последний раз этот древний праздник в присутствии императора был проведен в 1535 году. Позже он был запрещен испанскими завоевателями и католической церковью. Только в 1944 году была произведена историческая реконструкция праздника Инти-Райми на основе летописи Гарсиласоде ла Веги. С этого момента театральное представление стало ежегодным.