Музей Солнца

г. Новосибирск, Красный проспект, д.165/1 +7 (383) 236-22-50+7 (913) 9507306

Посетителям

Анонсы и события

13.11.2018 Новое пятно растет вблизи центра солнечного диска.

2-го августа 1972 года, на солнце произошла гигантская вспышка. В ближайшие 2 дня произошла целая серия X-класса вспышек, вызывая глубокое радио отключение на Земле и отказ солнечных батарей и бортовой электроники спутников на орбите Земли.  По данным исследования разрешённых к публикации в журнале космической погоды, рассекреченные военно-морские архивы рассказывают о  необычайном взрыве в море  недалеко от Вьетнам: "4 августа (1972)  самолёт ТФ-77 сообщил о  двух десятках взрывов на минном поле рядом с дорогой Ла за 30-секундный промежуток времени...В конечном итоге ВМС пришли к выводу, что взрывы были вызваны магнитными возмущениями солнечных бурь, наиболее интенсивными за более чем два десятилетия". Авторы, возглавляемые Делоресом Книппом из Университета Колорадо, продолжают: "воздушные инспекции выявили дополнительные доказательства детонаций в других местах вдоль побережья. Военные мемуары ВМФ США Минеман-Сейлор, главный старшина Майкл Гонсалес, гласят: "в течение первых нескольких недель августа серия чрезвычайно сильных солнечных вспышек вызвала колебания магнитных полей в Юго-Восточной Азии и вокруг нее. В результате цепи событий стал причиной преждевременной детонации более 4,000 магниточувствительных мин'".

Зонд «Паркер» сделал снимок нашей планеты с расстояния 43,3 млн км

Солнечный зонд НАСА «Паркер» никогда не вернется к Земле — но он все еще может оглянуться назад.
25 сентября единственная камера на борту этого космического аппарата, запущенного 12 августа, сделала снимок Земли на фоне звезд. Камера WISPR необходима для того, чтобы космический аппарат мог фотографировать структуру верхней атмосферы Солнца, корону по мере его приближения к звезде. Фактически, это космический аналог автомобильного видеорегистратора.
Земля — яркое пятно в центре изображения справа.
Но есть один секрет, скрытый в изображении. Ученые миссии увеличили снимок, фокусируясь на Земле, и заметили странную выпуклость на правой стороне планеты. Но Земля на самом деле не деформирована — эта выпуклость оказалась краем Луны, видимым из-за нашей планеты.

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ НАСА ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОЛНЦУ
Космический аппарат  НАСА Паркер сейчас находится ближе к Солнцу, чем любой другой космический аппарат в истории, побив предыдущий рекорд в 26,6 миллиона миль, установленный  Гелиосом 2  в 1976 году. Зонд сейчас находится внутри орбиты Меркурия. При ближайшем подходе солнечный диск будет казаться в 6 раз шире, чем на Земле. Поскольку ожидается, что зонд будет подвержен, по словам НАСА,  "жестокому тепловому  излучению", его укрывает  углерод-составляющая тепловая защита.
Миссия Паркера  - в расследовании происхождения солнечного ветра, это возможно только в опасной близости к звезде. Parker узнает, как солнечный ветер избегает силы тяжести солнца и магнитного удерживания.
Рассел Ховард из лаборатории солнечных исследований ожидает многое от этого проекта: "Мы можем обнаружить магнитные острова в солнечном ветре, которые были теоретически предсказаны. А если произойдет солнечный взрыв, или комета пройдет через атмосферу солнца, пока мы так близко, это может быть захватывающее зрелище."
"Мы теряем связь с космическим кораблем в период перигелия, который начинается на следующей неделе", - отмечает Говард. "Это потому, что нет достаточной мощности, чтобы управлять, как инструментами, так и передатчиком. Первые данные будут получены  в начале декабря."
Паркер еще 24 раза уйдет  за солнце в ближайшие 8 лет, побив множество рекордов в пути.

Ежедневный индекс климата термосферы (TCI)  - это относительно новый показатель  космической погоды, который говорит нам, как  верхняя часть земной атмосферы (или "термосферы") реагирует на солнечную активность. Во время солнечного максимума, верхняя часть нашей атмосферы нагревается и расширяется. Сейчас происходит все наоборот - верхняя атмосфера охлаждается.
НОВАЯ МЕТРИКА КОСМИЧЕСКОЙ ПОГОДЫ
TCI был изобретен Мартином Млынчаком из исследовательского центра Лэнгли вместе с другими коллегами из NASA. В течение последних 17 лет они использовали приборный спутник SABER на борту NASA для мониторинга мощности инфракрасных выбросов из верхней части атмосферы. Недавно они поняли, что эти измерения могут быть использованы для суммирования состояния термосферы в едином индексе TCI, выраженном в ваттах (Вт). Более того, они научились просчитывать TCI, возвращаясь во времени вплоть до 1940-х годов, тем самым помещая текущие условия в исторический контекст.
Сейчас TCI =4.3х1010 В. Это означает, что в верхней части земной атмосферы примерно в 10 раз холоднее, чем было в рекордный солнечный максимум 1957-58 годов (TCI =49.4х1010 Вт). Рекордно низкое значение для TCI = 2.1х1010 Вт, было установлено во время солнечного минимума 2009 года.
TCI не только отслеживает медленное прогрессирование 11-летнего солнечного цикла, но также оно может внезапно измениться в ответ на солнечные вспышки и геомагнитные бури.

КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ В АТМОСФЕРЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ
Высотные полеты  воздушного шара над США  отслеживают атмосферную радиацию.  Они продолжают фиксировать её  усиление от побережья до побережья.
С 2015 года в стратосфере регистрируются  рентгеновские, гамма-лучи и нейтроны - в основном в центральной Калифорнии, но также и в десятке других государств. Везде, наблюдается тенденция к росту радиации - от 20% в центральной Калифорнии до  33% в штате Мэн. Над пунктами, обведенными красным цветом, информация была были собрана во время полетной кампании в августе-октябре 2018 года.

ВЕНЕРА В СОЕДИНЕНИИ С  СОЛНЦЕМ
26-го октября Венера пройдет почти прямо между Землей и солнцем. Это событие астрономы называют "низшим солнечным соединением". "Когда Венера приближается к солнцу, планета поворачивает свою ночную сторону к Земле, уменьшая свое свечение до тонкого серпа. Шахрин Ахмад Куала-Лумпур, Малайзия, сделал этот снимок 19-го октября.
«Я сделал этот снимок средь бела дня», - говорит Ахмад. В ближайшие дни полумесяц Венеры станет все более тонким и круговым. 26-е октября  самое прекрасное время для наблюдения за Венерой, но и самое опасное. Блики солнца поблизости усиливает телескоп, и это может повредить глаза тех, кто смотрит через окуляр.

ВОДНЫЕ ПОЛЯРНЫЕ СИЯНИЯ: 7  октября, поток солнечного ветра ударил в магнитное поле Земли, что вызвало  геомагнитные бури, продолжающиеся более  9 часов подряд. Матти Хелин наблюдал за северным сиянием в Арктическом финском озере.
Первые намеки на зеленый были видны примерно через час после захода солнца", - говорит Хелин. "Я ехал к озеру вдали от городских огней. По мере того, как полярные сияния усиливались, я зашёл в озеро по пояс и ждал появления сияния. Это был очень красивый показ!"

КОРОНАЛЬНЫЙ КАНЬОН ОБРАЩЕН К ЗЕМЛЕ: В атмосфере солнца открылась большая каньонообразная дыра, обращенная лицом к Земле. Обсерватория Солнечной динамики НАСА приняла эту  УФ-картину структуры  4 октября.  Это корональная дыра-место в атмосфере солнца, где магнитные поля открываются и позволяют солнечному ветру вытекать. Это необычно большое корональное отверстие. Оно простирается более чем на 900 000 км от Северной полярной короны солнца через экватор в Южное полушарие солнца.
Формирующийся поток солнечного ветра достигнет Земли 7 или 8 октября  принося с собой геомагнитные бури. Фото Солнца 5 октября.

ДВОЙНОЙ ПОТОК СОЛНЕЧНОГО ВЕТРА: Два отверстия в атмосфере солнца поворачиваются лицом к Земле, каждая извергает поток солнечного ветра к нашей планете. Расчетное время прибытия: 4 и 7-го октября.  Солнечный ветер, извергающийся из меньшей дыры (справа), прибудет первым, и вызовет полярные геомагнитные волнения, но они, вероятно, не станут полноценной геомагнитной бурей. Солнечный ветер, исходящий из второго, более крупного  отверстия (слева) прибудет в последующие дни, на него есть прогноз бури  Г1-класса. В обоих случаях  трещины равноденствия в земном магнитном поле позволят  солнечному ветру  вызвать искры арктических сияний.

SDO — Обсерватория солнечной динамики (Solar Dynamics Observatory) — космическая обсерватория НАСА для изучения Солнца.
Спутник SDO является новейшей солнечной обсерваторией НАСА, выведенной в космос в декабре 2010 года. Спутник оснащен тремя современными приборами, непрерывно наблюдающими Солнце с околоземной орбиты: HMI (Гелиосейсмический магнетометр), EVE (Спектрометр крайнего УФ диапазона), AIA (Ансамбль солнечных телескопов). SDO на орбите с 11 февраля 2010 года.
Обновление изображений происходит не менее одного раза в 30 минут в течении 24 часов в сутки. Спутник получает и передает на Землю рекордные по детализации снимки Солнца. На фотоснимках SDO на Солнце различаются детали размером меньше 400 км.

ХОЛОД СОЛНЕЧНОГО МИНИМУМА
 Солнце входит в один из самых глубоких солнечных минимумов космической эры. В течение большей части 2018 года солнечные пятна отсутствовали, и ультрафиолетовое излучение солнца резко упало. Новое исследование показывает, что верхние слои атмосферы Земли реагирует на это.
"Мы видим тенденцию охлаждения", - говорит Мартин Млынчак из исследовательского центра НАСА в Лэнгли. "Высоко над поверхностью земли около края космоса, наша атмосфера теряет тепловую энергию. Если нынешние тенденции сохранятся, верхняя атмосфера вскоре установит рекорд космической эры холода."
Эти результаты получены со спутника NASA SABER, на котором установлены мониторы, сканирующие инфракрасные выбросы углекислого газа (со2) и оксида азота (NO), двух веществ, которые играют ключевую роль в энергетическом балансе воздуха от 100 до 300 километров выше поверхности планеты. Измеряя инфракрасное свечение этих молекул, SABER может оценить тепловое состояние газа на самом верху атмосферы - слоя, который исследователи называют " термосферой."
"Термосфера всегда остывает во время солнечного минимума. Это один из самых важных показателей воздействия солнечного цикла на нашу планету", - объясняет Млынчак, помощник главного исследователя SABER.
Когда термосфера остывает, она сжимается, буквально уменьшая радиус земной атмосферы. Эта усадка уменьшает аэродинамическое сопротивление спутников на низкой околоземной орбите, продлевая их срок службы. Это хорошие новости. Плохая новость заключается в том, что она также задерживает естественный распад космического мусора, что приводит к большему загромождению среды вокруг Земли.

МАГНИТОСФЕРА ЗЕМЛИ ПРОТЕКАЕТ
На этой неделе геомагнитная активность была низкой. В атмосфере солнца нет ни больших дыр, ни потоков высокоскоростного солнечного ветра, бьющего по магнитному полю Земли. Тем не менее, наблюдатели арктического неба стали свидетелями красивого сияния. Почему? Магнитосфера земли протекает. В это время года, "трещины равноденствия" позволяют солнечному ветру вторгаются в нашу магнитную защиту, что вызывает Северное сияние без геомагнитных бурь.

Необычное инфракрасное излучение близкой нейтронной звезды, обнаруженное космическим телескопом «Hubble», указывает на новые явления, ранее не наблюдаемые астрономами. Одно из объяснений такого сигнала заключается в том, что она окружена диском из пыли; другое – что ветер, исходящий от нейтронной звезды, врезается в межзвездный газ и взаимодействует с ним. «Нейтронная звезда RX J0806.4-4123 принадлежит к группе из семи ближайших рентгеновских пульсаров, получивших прозвище «Великолепная семерка». Все они горячее, чем должны быть, учитывая их возраст и доступный энергетический потенциал, обеспечиваемый потерей энергии вращения. Мы наблюдали протяженную область инфракрасного излучения вокруг этой нейтронной звезды, общий размер которой составляет около 200 астрономических единиц», – рассказывает Беттина Поссельт, ведущий автор исследования из Университета Пенсильвании (США).
Это первая нейтронная звезда, у которой широкая область излучения была замечена только в инфракрасном свете. Исследователи предлагают два варианта, которые могли бы объяснить расширенный инфракрасный сигнал. Первый из них – диск пыли, окружающий пульсар и состоящий из материи погибшей звезды. Его взаимодействие с нейтронной звездой могло бы нагревать ее и замедлять вращение сверхплотного остатка. Если предположение подтвердится, то результат изменит общее понимание эволюции нейтронных звезд.
Второе возможное объяснение расширенного инфракрасного излучения RX J0806.4-4123 – туманность пульсарного ветра. Пульсарный ветер может возникать, когда частицы ускоряются в электрическом поле, создаваемом быстрым вращением нейтронной звезды с сильным магнитным полем. По мере того, как она мчится через пространство со скоростью, превышающей скорость звука, может возникать удар от взаимодействия межзвездной среды с пульсарным ветром. Тогда возбужденные частицы испускают синхротронное излучение, вызывая расширенный инфракрасный сигнал.
Как правило, туманности пульсарного ветра видны в рентгеновских лучах, поэтому ее инфракрасное проявление стало неожиданностью. Будущие исследования подобных объектов ученые связывают с планируемым на 2021 год выведением на орбиту космического телескопа имени Джеймса Вебба, что позволит лучше понять природу и эволюцию нейтронных звезд.

10 - 11 сентября на Земле наблюдалась одна из самых крупных магнитных бурь этого года. Такого рода события обычно имеют незначительную продолжительность — по предварительному прогнозу буря должна была закончиться до утра 11 сентября. Тем не менее после короткого спада колебаний, которые начались около 5 утра мск и продолжались около 2 часов, событие стало нарастать с новой, ещё большей, силой. Приблизительно в 8 утра они вышли на уровень Kp=6, что уже классифицируется как полноценная магнитная буря второго уровня по максимальной пятибалльной шкале. Событие, как это, в целом, характерно для космической погоды, носило общепланетарный характер и наблюдалось сразу несколькими мировыми магнитными обсерваториями, расположенными на разных географических координатах.
13 сентября на Солнце вновь была зафиксирована корональная дыра, ветер из которой достигает Земли 16-18 сентября.

12 сентября.
"Вчера здесь, в Северной Швеции был действительно удивительный всплеск Северного сияния ", - говорит Йоран Странд. "Я сделал 180° панораму неба, чтобы захватить всё небо. Во время редактирования я попробовал несколько различных вариантов, чтобы представить фотографию. Внезапно, когда я отражал фотографию, я увидел что-то действительно из другого мира." "Сверху облака и Северное Сияние образовали лицо, которое выглядит как инопланетянин, а внизу хорошо виден штурмовик", - говорит Странд. "Это действительно может быть просто совпадением".
Странные зеленые формы были вылеплены из  геомагнитной бури Г2-класса , предсказанных космическими синоптиками. Она началось в поздние часы 10 сентября, когда поток солнечного ветра ударил в магнитное поле Земли. Газообразный материал вытекал из каньон-образной дыры в Солнечной атмосфере-и продолжался на протяжении большей части 11сентября.

По Земле ударила сильная геомагнитная буря. Как и прогнозировалось, 11 сентября началась умеренно сильная геомагнитная буря класса G2 — поток высокоскоростного солнечного ветра достиг магнитного поля Земли. По словам Аюми Баккен, сделавшей этот снимок в окрестностях Фэрбанкса, сегодня утром на Аляске удивительные полярные сияния осветили все небо. Их причиной стала магнитная буря. Поток солнечного ветра, вызывающий эти сияния, течет из дыры в атмосфере Солнца. Магнитосфера Земли может продолжать подвергаться воздействию потока в течение 24 часов.
Геомагнитной бурей называют возмущение геомагнитного поля длительностью от нескольких часов до нескольких суток. Они вызваны проникновением в окрестности Земли возмущенных потоков солнечного ветра и их взаимодействием с магнитосферой планеты.

Редкое солнечное гало над Арктической Канадой: фото
6 сентября 18:06
По мере того как лето в Арктической Канаде подходит к концу, в воздухе появляется холод, предвещающий приближение осени. Смена сезонов также меняет утреннее солнце, которое все чаще сопровождается сказочными солнечными гало. На днях Стефен Бедингфилд сфотографировал восход солнца из города Йеллоунайф в Северо-Западных территориях. Светящиеся формы вызваны солнечным светом, сияющим сквозь ледяные кристаллы в перистых облаках. Обычно ледяные гало представляют собой простой одиночный столб или незамысловатое кольцо. Но в этом случае мы видим вокруг солнца сразу несколько разных гало: верхняя и нижняя касательные дуги, дуга Парри, нижняя касательная дуга большого гало, паргелический круг, 22-градусный ореол и пара ложных солнц.
Такой сложный узор был вызван соответствующим разнообразием кристаллов льда в северном утреннем воздухе.

В МАГНИТНОМ ПОЛЕ ЗЕМЛИ ОТКРЫВАЮТСЯ ТРЕЩИНЫ РАВНОДЕНСТВИЯ: До Северного осеннего равноденствия-всего 2 недели. Это означает одно: трещины открываются в  магнитном поле Земли. Исследователи давно знают, что в течении нескольких недель вокруг равноденствий в магнитосфере Земли образуются трещины. Солнечный ветер может пройти через зазоры и стать причиной  ярких дисплеев северных Светов. Это только что произошло в Yellowknife, Канада. "на cSept. 5-6, мы могли видеть полярные сияния в небе всю ночь, с ярким всплеском розового вскоре после полуночи, " говорит фотограф Юити Такасака.
В это время  вокруг Земли дул слабый поток солнечного ветра. В это время года, даже нежный порыв  солнечного ветра может нарушить магнитную защиту нашей планеты.  75-летнее исследование показывает, что сентябрь является одним из самых геомагнитно активных месяцев в году.

2 сентября
159 ЛЕТ НАЗАД, произошёл ГЕОМАГНИТНЫЙ МЕГА-ШТОРМ: Представьте себе: миллиард тонн корональной массы выброса (CME) ударяет в магнитное поле Земли. Отдыхающие в Скалистых горах просыпаются посреди ночи, думая, что свечение, которое они видят, - Восход. Нет, это Северное Сияние. Люди на Кубе читают свою утреннюю газету при красном освещении северного сияния. Земля усеяна частицами настолько энергичными, что они меняют химию полярного льда.
Трудно поверить? Это действительно произошло ровно 159 лет назад. Эта карта показывает, где полярные сияния были замечены в первые часы 2 сентября, 1859 года.
По мере того, как день разворачивался, надвигающийся шторм электрифицировал телеграфные линии, шокируя техников и поджигая их телеграфные бумаги. "Викторианский Интернет" был сбит в автономный режиме. Магнитометры по всему миру фиксировали сильные возмущения в планетарном магнитном поле более недели.
Причиной всего этого стала необычная солнечная вспышка, увиденная накануне британским астрономом Ричардом Каррингтоном. Он наблюдает в сентябре. 1, 1859, ознаменовал открытие солнечных вспышек и предвещал новое поле исследования: космическая погода. По данным НАСА-исследования Национальной Академии наук, если бы подобный шторм произошел сегодня, это могло бы привести к  триллионам долларов  ущерба обществу высоких технологий инфраструктуры и потребовались бы годы для полного восстановления.
На самом деле подобные вспышки  происходили не  только 6 лет назад. 23 июля 2012 года, CME  шторм был во многом таким же сильным, как и событие 1859 года в Каррингтоне. К счастью он прошёл мимо.

РЕДКИЕ ЛЕДЯНЫЕ ОРЕОЛЫ НАД СИДНЕЕМ
 Сегодня в небе над Сиднеем произошло нечто необычное. Восходящему солнцу предшествовала сеть светящихся завитков, кругов и арок. "Это было очень редкое явление, - говорит Адриано Массатани, который фотографировал восход солнца.  Эти светящиеся формы называются ледяными ореолами, потому что они вызваны солнечным светом, сияющим через ледяные кристаллы в перистых облаках. Обычно ледяные ореолы просты, как одиночная колонна или незамысловатое кольцо. В этом случае, однако, сложная картина ореолов украсила небо. Это еще не все. "Позже, я увидел полный круг - то, что я надеялся увидеть в течение многих лет", - говорит Массатани.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ТЕЧЕТ ЧЕРЕЗ ПОЧВУ НОРВЕГИИ
26 - 27-го августа продолжались геомагнитные бури классовГ1, Г2  и  Г3, так  как наша планета проходит через поток высокоскоростного солнечного ветра. Газообразный материал течет из Северного отверстия в атмосфере солнца.
Когда вспыхивает геомагнитная буря, естественно большинство наблюдателей поворачиваются к небу, ища полярные сияния. Но на удивление во время сильной бури Г3-класса,  26-го числа, были и действия под ногами. Зонды, заглубленные в землю в Норвегии, обнаружили сильные токи электричества, движущиеся через почву. Эта запись диаграммы, сделанная Робом Стаммесом в Polarlightcenter в Лофотене, показывает бурные колебания тока во время пика шторма.  "Течения были удивительно сильными", - говорит Стаммес, который много лет наблюдал за наземными течениями за пределами своей арктической обсерватории. "Во время магнитного шторма, напряжения тока поднялись к 10mv/m или 10v / km. Это примерно в 10 раз сильнее, чем обычно. Такое бывает редко во время солнечного минимума."
Почему электричество проходит через землю во время геомагнитной бури? Это элементарная физика. Изменение магнитных полей приводит к течению токов в проводах и других проводниках. В большинстве мест почва может проводить электричество благодаря присутствию растворенных солей и минералов. Поэтому, когда местное магнитное поле начинает вибрировать, электричество естественным образом начинает течь. Токи, индуцированные геомагнитными бурями, могут вызвать колебания напряжения в энергетических системах и в редких случаях полное их отключения.

22 августа опытный астрономический глаз мог наблюдать на абсолютно чистой поверхности Солнца малоразмерное быстро движущееся пятно. Оказалось совсем не пятном, а 470-тонным космическим кораблем, размерами больше «Боинга-747».  Румынский наблюдатель Максимилиан Теодореску запечатлел пролет МКС. Как сообщает автор, ему очень повезло — на скоротечный пролет МКС пришлось облачное окно. На фотографиях высокого разрешения видны структурные детали рукотворного «солнечного пятна». После пролета космической станции солнечный диск почти полностью пуст. Мониторинг отмечает только одно небольшое и спокойное пятно 2719.

17 августа. СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР.  Поток солнечного ветра попал в магнитное поле Земли в течение последних часов августа.  Красивые зеленые полярные сияния вокруг едва-темно-Полярного круга. Газообразный материал течет от 700,000 км щели в Солнечной атмосфере. Много полярных сияний возможно в  августе. Так  как Земля движется в  глубь солнечного потока.

Голубые кристаллы рассказали о буйной юности Солнца
Представьте, что вы — молодое Солнце, совсем одинокое в космосе, с чертовски ярким будущим и морем плазмы, которую предстоит сжечь. Почти 4,6 млрд лет назад наша любимая звезда «транжирила молодость», выбрасывая тяжелый металл во Вселенную и производя крайне яростные извержения
И все-таки, кое-кто смотрел и даже все записывал.
Исследователи из Полевого музея Чикагского университета заявляют, что нашли полную летопись гиперактивного прошлого Солнца. Она хранится в компрометирующих деталях в голубых кристаллах, которые нашли в метеорите, упавшем на Землю — камень, который появился еще до планет, был очевидцем некоторых моментов, которые Солнце предпочло бы забыть.
Анализ этих кристаллов предоставляет первое прямое доказательство взрывной молодости Солнца. «Это, в сущности, настоящая летопись ранней активности Солнца», — говорит соавтор исследования Филипп Хекк.
Исследователи проанализировали метеорит Мерчисон, который упал в Австралии в 1969 году. Внутри него они нашли сокровищницу гибонитов — голубых кристаллов размером с пылинки, которые были одними из первых минералов в нашем перешейке Вселенной. Исследование предполагает, что эти древние гибониты знали нашу звезду, когда она только училась мерцать — в возрасте менее 1 млн лет.
Ученые использовали лазер, чтобы отшлифовать кристаллы, и высвободили неон и гелий, которые были заперты там на миллиарды лет. Элементы оказались старейшим жестким диском в Солнечной системе: на них были записаны дни, когда Солнце было рок-звездой. Миллиарды лет назад, пришли к заключению исследователи, эти гибониты, вращавшиеся в облачном пыльном пространстве рядом с Солнцем, находились под обстрелом мощных выбросов высокоэнергетичных частиц. И когда энергия задевала кристаллы, появлялись очень специфические химические элементы. Эти изотопы можно прочитать как раннюю историю нашего Солнца.
Хорошо для нас и, может быть, для остальной Солнечной системы, что Солнце остепенилось в зрелом возрасте. Звезды, как наша собственная, обычно перестают расти, когда их ядра достигают определенной температуры. Этот процесс занимает около 50 млн лет. «Это фаза, в которой сейчас находится Солнце», — говорит Хек.

НАСА  отправило к Солнцу космический аппарат Parker Solar Probe, который проникнет в атмосферу горячего светила глубже, чем когда-либо. В случае успеха миссии полученные данные могут изменить наше представление обо всей Галактике.
Солнечный зонд «Паркер» приблизится к Солнцу на расстояние в 6 миллионов километров. Предыдущий рекорд, установленный в 1976 году зондом «Гелиос», составлял 43 432 миллиона километров. Космическому аппарату предстоит выдержать температуру до 1370 °C и найти ответы на многие нерешенные вопросы о Солнце, его влиянии на Землю и другие миры в нашей системе.Зонд отправился в космос в субботу, 11 августа, с мыса Канаверал на тяжелой ракете-носителе «Дельта-4». Аппарат будет направляться к центру Солнечной системы со скоростью до 700 000 км/ч. По пути он семь раз пролетит мимо Венеры, чтобы с помощью ее гравитации скорректировать траекторию и выйти на свою окончательную солнечную орбиту.Историческая миссия должна раскрыть множество тайн. Одной самой важных являются выбросы высокоэнергетических частиц, представляющих угрозу для нашей электрической сети. Зонд будет измерять, как Солнце генерирует эти частицы, чтобы помочь ученым прогнозировать такие события. Следующая из задач — разобраться, почему корона Солнца, или плазма, настолько горячее самой звезды. Кроме того, «Паркер» может обнаружить солнечные явления, о которых ученые даже не догадывались.Инженеры проекта проделали огромную работу, чтобы аппарат мог справиться с экстремальными условиями. Зонд защищен экраном из углеродного композита, который не позволит приборам нагреться больше чем на 30 °C. Внешняя поверхность экрана покрыта белой керамической краской для более эффективного отражения тепла.

13-го июля, в пятницу произойдёт солнечное затмение. Затмение будет видно в регионе, простирающемся от самого Южного края Австралии (2% покрытия) до северного побережья Антарктиды (33% покрытия).
На сегодняшний день, солнце было без солнечных пятен в течение 100 дней в 2018 году. Если текущие тенденции продолжатся, 2018 год закончится 10-летним минимумом числа солнечных пятен. Как ни странно, низкая солнечная активность повышает наличие космических лучей в атмосфере Земли. История началась четыре года назад, когда Швадрон и его коллеги впервые забили тревогу о космических лучах. Анализируя данные телескопа космического луча, они обнаружили, что космические лучи в системе Земля-Луна достигают пика на уровнях, которых никогда не было в космическом веке. Они отметили, что ухудшение радиационной обстановки представляет собой потенциальную опасность для астронавтов, ограничивающую то, как долго они могут безопасно путешествовать по космосу. В 1990-е годы астронавт мог провести 1000 дней в межпланетном пространстве. В 2014 году ... всего 700 дней. ”
Галактические космические лучи исходят из солнечной системы. Они представляют собой смесь высокоэнергетических фотонов и субатомных частиц, ускоренных к Земле взрывами сверхновых и другими сильными событиями в космосе. Наша первая линия защиты-солнце: магнитное поле солнца и солнечный ветер объединяются, чтобы создать пористый "щит", который отражает  космические лучи, пытающиеся войти в Солнечную систему. Защитное действие солнца самое сильное во время солнечного максимума и самые слабое во время солнечного минимума. На Земле, мы имеем две дополнительные линии обороны: магнитное поле и атмосферу нашей планеты. Оба смягчают космические лучи. Проблема заключается в том, что, как отмечают авторы в своей новой работе, щит ослабевает. Как это влияет на нас? Космические лучи проникают в коммерческие авиалинии, дозируя пассажиров и летные экипажи настолько, что пилоты классифицируются Международной Комиссией по радиационной защите как профессиональные работники радиации. Некоторые исследования показывают, что космические лучи могут сеять облака и вызывать их, потенциально изменяя погоду и климат. Кроме того, существуют исследования, связывающие космические лучи с нарушением сердечного ритма людей.

7 июля, спутник земли обнаружил незначительную С1-класс солнечную вспышку. Источник, по-видимому, является новым активным регионом, вероятно, пятном, скрывающимся непосредственно за Восточной конечностью солнца. Поскольку взрыв был частично затемнён краем солнца, он, вероятно, был сильнее, чем кажется.
СОЛНЕЧНЫЙ МИНИМУМ ПРИБЛИЖАЕТСЯ
 Солнце пусто - нет солнечных пятен. Истекает 24-й солнечный цикл, приближается Солнечный минимум, и даже быстрее , чем предсказывали космические синоптики. Как это влияет на нас? Слабая солнечная активность повышает количество космического излучения в земной атмосфере, и эта тенденция, как ожидается, сохранится в ближайшие годы. Космические лучи могут изменять химию верхней атмосферы Земли, вызывать молнии. Повышение радиации в верхних слоях атмосферы оказывает влияние на пассажиров дальних воздушных рейсов, они получают повышенную дозу радиации за один перелет, а профессия пилота уже приравнена к категории – с «профессиональным облучением». Также в период солнечного минимума солнце немного тускнеет, т.е. уменьшается количество УФ – излучений. При этом верхняя атмосфера земли охлаждается и сжимается. Это позволяет космическому мусору накапливаться на низкой околоземной орбите.

ФЕЙЕРВЕРК НА СОЛНЦЕ
 Солнце может быть без пятен, но край солнца наполнен активностью.  Так, огромный протуберанец на северо-западной стороне солнца заснял  Билл Бернетт из Гамильтона, штат Монтана.
Протуберанцы - это, по сути, облака горячей плазмы, удерживаемые над поверхностью солнца магнитными полями. Они наиболее фотогеничны, когда  появляются около края солнца, на фоне черного пространства за его пределами.
Заснятый протуберанец  более чем 50 000 км в высоту и, по крайней мере, в три раза шире -такие размеры делает его легкой мишенью для солнечных телескопов.

КРАСОЧНЫЕ ОБЛАКА НАД АЛЬБЕРТО
  30 мая Крис Мур в городе Стритор запечатлел радужные кольца вокруг облаков, когда заходящее солнце осветило тучи сзади. Эти шляпки облаков напоминают радугу, но образуются совершенно иным способом. Для того чтобы получилось  облако pileus, облако cumulus должно сперва закипеть вверх, нажимая на слои влажного воздуха над  ним,  охлаждая их и  и конденсируя для того,  чтобы сформировать крышку облака ("pileus" -  что с латыни можно перевести как маленькая легкая шапочка).  Поскольку облака пилеусы  формируются очень быстро, их внутренние капли воды имеют одинаковый размер-идеальное состояние для иридесценции. Одинаковые  капли преломляют  проходящий солнечный свет в яркие пастельные тона.  Обычно облака пилеусы появляются в теплые летние дни.

КРАСНАЯ РАДУГА.  Мы все знаем две вещи о радугах: 1. Они круговые. 2. Они разноцветные. Тем не менее, 5 июня Мишель Шенбергер из Дувра, Пенсильвания, увидела радугу, которая была только красной, и в основном горизонтальной". Что сделало её красной? Красный был доступен только цвет. Все остальные цвета радуги были разбросаны молекулами воздуха и частицами пыли перед низко висящим солнцем. Закат радуги часто красный такой.  Обычно красные радуги образуют полную дугу. Эта, однако, была прервана облаками. Тени облаков возле заходящего солнца растягиваются по небу, туша большую часть радуги. Остался только один почти горизонтальный спиц.

ПЯТНО С ИМЕНЕМ " HUBBLE"
 За долю секунды 1 июня число солнечных пятен удвоилось. Майкл Марстон из Брисбена, Австралия, снимая группу пятен AR2712, зафиксировал, как крошечное черное пятнышко мчалось по солнцу. Это  дополнительное "пятно" оказалось космическим телескопом Хабблом.
"Хаббл имеет размер автобуса, и он был очень далеко, но он был виден моей видеокамере, работающей на 60 кадров в секунду", - говорит Марстон. Чтобы захватить транзит  Хаббла, я использовал часы и расчетное время.  Вскоре после транзита, настоящее пятно солнца AR2712 начало растворяться. Сейчас его нет, но Хаббл все еще там.

СТИВ – АВРОРАЛЬНАЯ ДУГА
 В субботу, 5 мая, поток солнечного ветра охватил землю, что вызвало геомагнитные бури  Г1 и Г2-класса на выходные. Горячие ленты плазмы начали течь через магнитное поле нашей планеты. Внезапно появился Стив. Алан Дайер сфотографировал лиловую ленту света над Глайхеном, Альберта  (Канада).
"Стив, странная авроральная дуга, возникла в воскресенье вечером, и видна была около часа", - говорит Дайер. "Это началось как слабая дуга на востоке, затем усилилось, перерезав все небо."
Стив (сильное повышение скорости теплового излучения) был обнаружен в Альберте всего несколько лет назад, хотя это явление было, безусловно задолго до этого. Узкая лента относится к полярному сиянию, но имеет различную форму и цвет. Сейчас исследователи начинают понимать Стива как проявление токов горячей плазмы в верхней атмосфере.
Спутники отслеживали тысячи Стивов: они чаще всего появляются весной и осенью и, похоже, предпочитают широты около + 60 градусов.
В эти выходные Стив путешествовал дальше на юг, чем обычно. Грэг Эш увидел ленту над Эли, Миннесота, на широте +47.9 N.
"Это был мой первый прицельный Стив, -  говорит Эш, - и это было незабываемо. Я мог видеть пульсации зеленого с фиолетовым".
В других местах, на относительно низких широтах, Стив был замечен в Тофте, Миннесота (+47.6 Н), Бакстон, Северная Дакота (+47.6 Н), Аркадия, штат Мичиган, (+44.5 N) и Форт-Франсес, Онтарио (+48.6 N).

СОЛНЕЧНЫЕ ОРЕОЛЫ С НЕЧЕТНЫМ РАДИУСОМ:  26 апреля Харлан Томас из Боунесса, Альберта (Канада), стал свидетелем редких концентрических ореолов вокруг солнца.
"Я работал во дворе, проводя весеннюю уборку, когда увидел это явление, - говорит Томас. "Я действительно никогда не видел несколько ореолов вокруг Солнца.  Было, наверное, так смешно, когда я бегал по улице в поисках подходящего дерева, чтобы заблокировать солнце, и люди спрашивали, на что я смотрю, потому что сначала они не видели солнечные гало».
Ореолы солнца с нечетным радиусом вызваны ледяными кристаллами в форме пирамиды. Солнечный свет, проходящий через эти необычные кристаллы, создает кольца с радиусами 9, 18, 20, 23, 24 и 35 градусов. По крайней мере, 2 или 3 из них присутствуют на фотографии Томаса.

СОЛНЕЧНЫЕ ПЯТНА ИСЧЕЗАЮТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ
Солнечный минимум является нормальной частью цикла солнечных пятен.
Но солнечный минимум 2008-2009 годов был необычайно глубоким. Солнце установило рекорд космической эры по низкому числу солнечных пятен, слабого солнечного ветра и подавленного солнечного излучения. Когда солнце наконец проснулось несколько лет спустя, то и солнечный максимум 2012-2015 был самым слабым, побуждая задаться вопросом, входит ли солнечная активность в фазу устойчивого затишья. Сейчас, более быстрое, чем ожидалось, снижение цикла солнечных пятен может поддержать эту идею.
Во время солнечного минимума солнце тускнеет, то есть снижается общее солнечное излучение. Недавно НАСА запустило новый датчик (TSIS-1) на Международную космическую станцию для мониторинга этого эффекта. При меньшем количестве УФ-излучений, исходящих от солнца, верхняя атмосфера земли охлаждается и сжимается. Это позволяет космическому мусору накапливаться на низкой околоземной орбите.
Наиболее важным изменением, однако, может быть увеличение космических лучей. Ослабление давления солнечного ветра во время солнечного минимума позволяет космическим лучам из глубокого космоса проникать во внутреннюю Солнечную систему. Сейчас, космические метеорологические шары-зонды и космические аппараты  НАСА измеряют всплеск радиации вследствие этого эффекта. Космические лучи могут изменить химию верхней атмосферы Земли, вызвать молнии и облака.
Страдают и воздушные путешественники. Известно, что космические лучи проникают в самолеты. Пассажиры на длинных коммерческих рейсах получают рентгеновские дозы во время одной поездки, а пилоты уже были классифицированы Международной Комиссией по радиационной защите (МКРЗ),  как работники с профессиональной радиацией. Текущие измерения Spaceweather.com и исчисление "Земля-небо" показывает, что дозы на крейсерских высотах 35000 футов в настоящее время в 40 раз больше, чем на земле. И эти значения могут увеличиваться по мере ослабления солнечного цикла.
Солнечный минимум только начинается.

МЕЖПЛАНЕТНАЯ УДАРНАЯ ВОЛНА: Межпланетная ударная волна  ударила в  магнитное поле Земли  19 апреля около 23:50 УТ. Когда возмущения прошли, плотность солнечного ветра, обтекающего нашу планету, резко увеличилась в четыре раза и в магнитном поле Земли открылась трещина.  В результате Г2-класса геомагнитная буря вызвала необычные "электрические синие" сияния. Зелёный цвет полярных сияний–это признак наличия кислорода. Редкие синие полярные сияния - вызваны молекулами азота. Энергичных частиц, ударяющихся Н2+ в верхние пределы земной атмосферы может производить лазурное свечение во время интенсивных геомагнитных бурь. Что такое межпланетная ударная волна? Это сверхзвуковое возмущение в газообразном материале солнечного ветра. Эти волны обычно доставляются путем выброса корональной массы.

К Земле направляется поток солнечного ветра
В солнечной атмосфере образовалась корональная дыра, и она извергает поток солнечного ветра, который направляется к Земле. Представленное УФ-изображение от Обсерватории солнечной динамики НАСА показывает эту газовую трещину. Ожидается, что ионизированные частицы, называемые солнечным ветром, достигнут Земли 19–20 апреля. В эти дни возможны геомагнитные бури класса G1, а также полярные сияния.
В районах, расположенных между 50 и 60 градусами северной широты у наблюдателей будет шанс увидеть «Стива», который появляется в этом диапазоне во время весенних геомагнитных бурь. Открытый в 2017 году атмосферный феномен представляет собой розовато-лиловую светящуюся дугу, напоминающую полярные сияния. Но, как показали спутниковые измерения, «Стив» является послесвечением горячей ленты газа, протекающего через магнитосферу Земли во время геомагнитных бурь.

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕЙ НА ЗЕМЛЮ УСИЛИВАЕТСЯ
В заключении,  опубликованном в журнале "Космическая погода", авторы, под руководством профессора Натана Шуадрон из Университета Нью-Гэмпшира, показывают, что излучение из глубин космоса опасно и усиливается быстрее, чем прогнозировалось ранее.
История началась четыре года назад, когда Шуадрон и коллеги первыми забили тревогу по поводу космических лучей. Анализируя данные с космического телескопа на борту Лунного разведывательного Орбитера (ЛРО, прибор кратер) НАСА, они обнаружили, что космические лучи в системе Земля-Луна вышли на небывалый уровень. Ухудшение радиационной обстановки было потенциальным  риском  для астронавтов, возникал вопрос - как долго они смогут безопасно путешествовать в космическом  пространстве.
Таблица из документа 2014 года показывает допустимое  для пребывания в космосе,  количество дней  для 30-летнего мужчины -  космонавта, который  летит в космическом корабле с 10 г/см2алюминиевой защитой  (по санкционированных нормам НАСА):
В 1990-е годы, космонавт мог находиться  1000 дней в межпланетном пространстве. В 2014 году  всего в 700 дней. "Это огромное изменение," -  говорит Шуадрон.
Галактические космические лучи приходят из-за пределов Солнечной системы. Они представляют собой смесь фотонов высоких энергий и суб-атомных частиц, в результате взрывов сверхновых и других событий в космосе. Наша первая линия обороны - это солнце: магнитное поле солнца и солнечный ветер создают пористый  'щит', отражающий  космические лучи. Защитное действие солнца является самым сильным во время солнечного максимума и слабым во время солнечного минимума. Отсюда и 11-летний ритм, отраженный в таблице.
Как отмечают авторы в  новом документе, проблема с защитным  щитом усугубляется тем, что мы находимся в  солнечном минимуме: "За последнее десятилетие, солнечный ветер был низкой плотности, а  величина магнитного поля – аномальной. Таких показателей  никогда не наблюдалось в течение космической эры. В результате этой слабой солнечной активности, мы регистрируем высокие  потоки космических лучей."
Еще в 2014 году, Шуадрон  и соавторы  использовали флагманскую модель солнечной активности, чтобы предсказать, что показатель  дозы космических  лучей снизится во время следующего солнечного максимума,  который ожидается в 2019-2020 годах. "Наша предыдущая работа предложила ~ 20% увеличение мощности дозы от солнечного минимума к следующему", - говорит Шуадрон. "По сути, сейчас мы видим, что фактические дозы облучения,  наблюдающиеся  в кратере в течение последних 4 лет, превышают  прогнозы  на ~ 10%.  Это  показывает, что радиационная обстановка ухудшается еще более быстро, чем мы ожидали."
Участок с  ярко-зелеными точками показывает избыточные  дозы космических лучей :
Данные приходят из кратера на ЛРО космического корабля, находящегося  на орбите вокруг Луны, который подвержены прямой космической радиации солнца. Здесь, на Земле, мы имеем две линии дополнительной обороны: магнитное поле и атмосферу нашей планеты.
Но даже на Земле этот рост радиации ощущается. Еженедельные запуски космических метеорологических шаров-зондов в стратосферу позволили отследить увеличение излучения (рентгеновские лучи и гамма-лучи) на 13% ,начиная с 2015 года.
Как это влияет на нас?  Космические лучи проникают через коммерческие авиалинии, дозируя пассажиров и экипаж в такой степени, что пилоты классифицируются международной Комиссией по Радиологической защите в качестве рабочих с  профессиональным облучением. Некоторые исследования показывают, что космические лучи могут насыщать облака и вызывать молнии, потенциально влияют  на погоду и климат. Кроме того,  существуют исследования,  связывающие космические лучи с нарушением сердечного ритма.
Космические лучи будут активизировать еще больше в предстоящие годы.

26 февраля в Бразильском штате Санта-Катарина вокруг солнца появился оптический феномен гало, сообщает Globo.
Гало наблюдали в столице штата − Флорианополисе, а также в нескольких близлежащих городах. Многие пользователи поделились в сети фотографиями и видео феномена.

СИНЯЯ ВСПЫШКА НАД ИРЛАНДИЕЙ
Мы все слышали о зеленой вспышке -  мимолетных изумрудных бликах, которые иногда появляется чуть выше заходящего солнца. Но вы когда-нибудь слышали о синих бликах? Ноэль Китинг сфотографировал это 4-го февраля на пути в Ирландию:
"Видя солнце, искаженное атмосферой, я быстро настроил свой фотоаппарат в надежде запечатлеть зеленую вспышку", - говорит Китинг. "Вместо этого, появилась голубая вспышка! Я щелкнул  это так быстро, как только мог, после чего явление видно было чуть более одной секунды. Это произошло впервые для меня, я захватил большое количество зеленых вспышек на протяжении многих лет, но никогда не было  синей вспышки, это крайне редко бывает здесь в Ирландии".
Корональная дыра на Солнце вызовет геомагнитные бури.
В ближайшие выходные возможно возникновение геомагнитных бурь — к этому времени поток быстро движущегося солнечного ветра достигнет магнитного поля Земли. Газообразный материал распространяется из корональной дыры в форме полумесяца в атмосфере Солнца, как показано на изображении, основанном на данных обсерватории НАСА «Солнечная динамика»:
Корональная дыра — область, в которой линии магнитного поля Солнца размыкаются, и позволяют солнечному ветру вырваться из атмосферы.
Космический аппарат НАСА STEREO-A измерил скорость потока: ~ 575 км/с. Прогнозы НОАА гласят, что существует 45-процентная вероятность геомагнитных бурь класса G1, когда поток прибывает 20–21 января.
Хорошие новости для любителей северного сияния: в выходные ночное небо может взорваться красочными огнями.

Образ Богородицы проявился в небе над горой Афон.  Он был виден из 2- х монастырей - Симоно Петра и Григориата.

СТОЛБ СОЛНЦА И МАКЕТ СОЛНЦА
Когда 10 января  забрезжил рассвет над Шайенн, штат Вайоминг, на востоке появился ярко-оранжевый источник света. Как ни странно, это было не солнце. "В это время Солнце не подниматься ещё  в течение 9 минут", - говорит Ян Кертис, который сделал эту фотографию.
"Это оптический эффект в атмосфере, вызываемый отражением солнечных лучей от кристалликов льда в облаках", - говорит Кертис.
Плоские грани кристаллов поймали лучи ещё не выступившего  солнца и распространили свет в вертикальном солнечном столбе. Скопление кристаллов в облаке произвели яркий макет солнца.

НЕОБЫЧНОЕ ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ В ВИДЕ ОБЛАКА
Полярные сияния бывают разных видов: шторы, лучи, дуги, и тд. 15 -го января  Джеймс Хельмерикс из  Аляски, возможно, заметили новую форму сияния. Это фотография сделана в  дельте реки Колвилл:
"Впервые я наблюдал этот тип формации, и он напомнил мне очертания облака",- говорит Хельмерикс. "Представление продолжалось около часа. К концу небольшие  слои слились в один общий".
Плазменные волны и магнитные полости в магнитосфере Земли могли  помочь организовать эти структуры, хотя детали не вполне понятны.

Сатурн проходит рядом с Солнцем — планета появилась на космических фотографиях Солнца

Одна из достаточно дальних планет солнечной системы, Сатурн, уже несколько дней позирует Земле на космических снимках Солнца. Это происходит благодаря относительно редкой (не чаще раза в год) астрономической ситуации, когда планета солнечной системы оказывается почти точно на линии Солнце-Земля и по этой причине становится как бы случайным прохожим, попадавшим на чужие снимки.

Хотя Солнце наблюдается большим числом инструментов, увидеть рядом с ним планету можно лишь в оптические приборы, которые наблюдают Солнце в видимом диапазоне (там же, где и человеческий глаз). Это связано с тем, что, в отличии от Солнца, планеты светят только отраженным светом и в других диапазонах просто не видны (исключение составляет собственное радиоизлучение, присутствующее у ряда планет). Наиболее известным космическим прибором, который прославился не только регистрацией планет, но и как один из самых успешных в истории охотник за кометами, является солнечный коронограф LASCO, стоящий на спутнике SOHO (Европа). Спутник был запущен еще в далеком 1995 году в точкe либрации L1 (около 1.5 миллионов км от Солнца). Фотографии со спутника публикуются на сайте. Хотя ЛАСКО является солнечным инструментом, на его снимках становятся видны все крупные объекты, появляющиеся рядом с линией Солнце-Земля, и отражающие солнечный свет: кометы, большие астероиды, планеты. На этот раз таким случайным гостем стал Сатурн.

В поле зрения LASCO планета появилась еще 19 декабря, когда возникла на левом краю снимков; 21 числа она прошла рядом с Солнцем, а уже завтра, 23 числа, скорее всего исчезнет с фотографий. При прохождении всех планет в поле зрения телескопов всегда хорошо видно, что их орбиты наклонены к плоскости эклиптики (к орбите Земли) под некоторым углом. Из-за этого наклона планеты, при соединении с Солнцем, проходят обычно либо выше, либо ниже него. Ситуация, когда планета проходит точно за Солнцем, является крайне редкой. Еще более редкими являются нижние соединения планет — когда они оказываются точно между Землей и Солнцем и проходят прямо по солнечному диску. Такое возможно лишь для двух внутренних планет — Венеры и Меркурия. Одним из самых известных прохождений Венеры по диску Солнца было событие 6 июня 1761 года, когда Ломоносов по преломлению света около Венеры сделал правильный вывод о наличии у этой планеты атмосферы. Предыдущее прохождение Венеры по солнечному диску состоялось 6 июня 2012 года, и больше до конца XXI века повторяться уже не будет — Венера при всех соединениях с Солнцем будет проходить выше, либо ниже солнечного диска. Ближайшее такое соединение состоится совсем скоро — на рождество 7 января 2018 года. Если повезет, то проходящую в этот день мимо Солнца Венеру можно будет увидеть и на публикуемых на сайте снимках LASCO.

Верхнее соединение Сатурна с Солнцем (изображения LASCO). Верхний снимок — положение планеты 19 декабря 2017 года; средний — 20 декабря 2017 года; нижний — 21 декабря 2017 года.

Большая разница ― дуга Солнца зимой и дуга Солнца летом

Фотографии, сделанные астрономами из Нидерландов, показывают траектории движения Солнца на протяжении полугода, между летним и зимним солнцестоянием. На переднем плане первого фото находится типичная для Нидерландов ветряная мельница.

На протяжении шести месяцев камеры, установленные в астрономической обсерватории Мидделбурга, провинция Зеландия, отслеживали движение Солнца и записывали его треки. Высокая дуга ― траектория летнего Солнца. Средняя ― осеннего и низкая ― зимнего. Немногочисленные пробелы в записях связаны с облачностью и дождями. Как удивились сами ученые: «Выходит, что погода в Нидерландах не так уж плоха».

В солнечной короне образовалась длинная трещина.

Магнитные карты солнечной атмосферы обнаруживают трещину длиной более 700 000 км, из которой солнечный ветер улетает в Солнечную систему. Представленное изображение структуры основано на данных Обсерватории солнечной динамики НАСА.
Астрономы называют такое явление корональной дырой. Это область, где солнечное магнитное поле открывается, позволяя солнечному ветру улетать в космос. Корональные отверстия достаточно распространены, они образуются каждые несколько недель. Однако это отличается необычайно длинной и узкой формой.
Веерообразный выброс газообразного материала, вылетающий из атмосферной трещины, может достичь нашей планеты в субботу, 23 декабря. Наблюдателям за полярным небом уже пора готовиться к появлению полярных сияний, которые принесет солнечный ветер, когда его заряженные частицы встретятся с магнитосферой Земли.
В атмосфере Солнца образовалась огромная корональная дыра
21 ноября 20:12
Огромная корональная дыра открылась в атмосфере Cолнца, позволяя солнечному ветру стремительно улетать в космос. Обсерватория солнечной динамики НАСА получила изображение этого впечатляющего явления в ультрафиолете 8 ноября.
В атмосфере Солнца образовалась огромная корональная дыра: фото
21 ноября 20:12
Согласно отчету НАСА, обширные отверстия образуются в верхней атмосфере Солнца, или короне, в результате активности магнитного поля звезды. Подобно тому как искривления магнитного поля могут вызывать солнечные пятна и солнечные вспышки, они также могут открывать временные отверстия в короне. Как и отверстие в озоновом слое Земли, корональная дыра не проходит через атмосферу Солнца. Это просто область, более холодная и менее плотная, чем окружающая плазма.
Отверстие в магнитном поле позволяет частицам улетать в космос намного быстрее, чем при нормальном солнечном ветре. Эти высокоскоростные потоки могут воздействовать на магнитосферу Земли, ставя под угрозу работу спутников и электросетей и вызывая полярные сияния.
Ожидается, что корональные дыры станут появляться чаще по мере приближения Солнца к минимуму своего 11-летнего цикла, который наступит в 2019 году. Кроме того, они должны стать более устойчивыми и сохраняться в течение нескольких оборотов Солнца вокруг своей оси, которые занимают в среднем 27 дней, сообщил Центр прогноза космической погоды (SWPC).

На Солнце замечено редкое магнитное волокно
Около двух недель астрономы наблюдали, как необычное магнитное волокно скользит по диску Солнца. Большинство солнечных волокон почти линейные, но это имеет форму круга диаметром более 125 000 км. Сегодня оно вращается над западным лимбом светила, где его и запечатлел Рэнди Шивак из города Истеро, штат Флорида, США. Необычная структура этого волокна может быть неустойчивой. Магнитные поля закручиваются таким образом, что могут перекрещиваться и взрываться — процесс, известный как магнитное пересоединение. Взрыв на солнечном лимбе — впечатляющее зрелище.
Как далеко находится Земля от Солнца?
Солнце находится в центре Солнечной системы. Все тела Солнечной системы вращаются вокруг него на различных расстояниях. Меркурий, ближайшая планета к Солнцу, подходит к звезде на расстояние 47 млн км. Объекты в Облаке Оорта, ледяной оболочке Солнечной системы, удалены от звезды на 15 трлн км.
Земля вращается вокруг Солнца на расстоянии в 100 тысяч раз ближе, чем облако Оорта. Среднее расстояние между нашей планетой и звездой — 149 597 870 700 метров. Это расстояние называется астрономической единицей, которая используется, чтобы измерять расстояния по всей Солнечной системе. Юпитер, например, находится на расстоянии 5,2 астрономической единицы от Солнца, Нептун — 30,07 а.е. Расстояние до ближайшей к нам звезды, Проксимы Центавра, — около 268 770 а.е. Однако чтобы измерять более длинные расстояния, астрономы используют световые года, или расстояние, которое свет проходит за один земной год, равное 63 239 а.е. Проксима Центавры находится в 4,25 световых года от нас.
Астрономическая единица — среднее расстояния от Земли до Солнца. Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365,25 дня — один год. Однако орбита Земли — не идеальный круг; она имеет форму овала, или эллипса. В течение года Земля иногда приближается ближе к Солнцу, а иногда удаляется от него. Перигелий — точка максимального приближения Земли к Солнцу — наступает в начале января и находится на расстоянии 146 млн км от Солнца, чуть менее 1 а.е. Самая дальняя точка называется афелием. Он происходит в начале июля, когда Земля находится в 152 млн км от солнца, что немного больше 1 а.е.

Какая температура на Солнце?
Температура нашей ближайшей звезды неоднородна и значительно варьируется. В ядре солнца гравитационное притяжение производит огромное давление и температуру, которая может достигать 15 млн градусов Цельсия. Атомы водорода сжимаются и сливаются воедино, создавая гелий. Этот процесс называется термоядерной реакцией.
Термоядерная реакция производит огромные объемы энергии. Энергия исходит к поверхности солнца, атмосфере и далее. От ядра энергия движется к радиационной зоне, где она проводит до 1 млн лет, а потом движется к конвективной зоне, верхнему слою внутренней части Солнца. Температура здесь падает ниже 2 млн градусов Цельсия. Огромные пузыри горячей плазмы формируют «суп» из ионизированных атомов и двигаются вверх к фотосфеТемпература в фотосфере равна почти 5,5 тысячи градусов Цельсия. Здесь солнечная радиация становится видимым светом. Солнечные пятна на фотосфере холоднее и темнее, чем в окружающей области. В центре больших солнечных пятен температура может опускаться до нескольких тысяч градусов Цельсия.
Хромосфера, следующий слой солнечной атмосферы, немного холоднее — 4320 градусов. Согласно Национальной солнечной обсерватории, хромосфера буквально означает «цветная сфера». Видимый свет от хромосферы обычно слишком слаб, чтобы быть видным на фоне более яркой фотосферы, но во время полных солнечных затмений, когда луна покрывает фотосферу, хромосфера видна как красный ободок вокруг Солнца.
«Хромосфера кажется красной из-за огромного объема водорода в ней», — пишет Национальная солнечная обсерватория на своем сайте.
Температура значительно повышается в короне, которая также может быть видна во время затмения, когда плазма притекает наверх. Корона может быть удивительно горячей по сравнению с телом солнца. Температура здесь варьируется от 1 млн градусов до 10 млн градусов Цельсия.
Когда корона остывает, теряя тепло и радиацию, вещество выдувается в виде солнечного ветра, который иногда пересекается с Землей.
Солнце — крупнейший и самый массивный объект в Солнечной системе. Он находится в 149,5 млн км от Земли. Это расстояние называется астрономической единицей и используется, чтобы измерять расстояния по всей Солнечной системе. Солнечному свету и теплу требуется около 8 минут, чтобы долететь до нашей планеты, поэтому есть другой способ определить расстояние до Солнца — 8 световых минут.

Получен спектр вспышки солнечной хромосферы
Это красочное изображение является «спектром вспышки хромосферы», полученным во время полного солнечного затмения в США 21 августа группой ЕКА, которая наблюдала за событием из города Каспер в штате Вайоминг.
Во время затмения, когда Луна заслоняет ослепительный свет солнечной фотосферы, астрономы могут проводить уникальные измерения, включая анализ обычно невидимого красного оттенка хромосферы — слоя солнечной атмосферы непосредственно над турбулентной поверхностью фотосферы.
Такое изображение может быть получено с последним и первым светом солнечного лимба прямо перед началом и после завершения полного затмения, что приводит к появлению спектра «вспышки», поскольку измерения должны быть произведены за считанные секунды.
В этот момент излучение солнца можно разделить на спектр цветов, обозначающих различные химические элементы.
Спектр вспышки, показанный здесь, образован самым первым солнечным лимбом, наблюдаемым после полного затмения. Выдержка при получении этого изображения составляла ровно 1/30 с. Солнце в затмении показано слева, спектр каждой точки «совмещенного» Солнца — справа.
Самое сильное излучение связано с водородом, в том числе красным водородом-альфа справа, и синим и фиолетовым слева. Ярко-желтый цвет между ними соответствует гелию. Этот элемент впервые был обнаружен в спектре вспышки, полученном во время полного затмения 18 августа 1868 года, хотя тогда это не было объяснено. Почти три десятилетия спустя элемент был обнаружен на Земле, и теперь известно, что гелий является вторым по количеству элементом во Вселенной после водорода.

АТМОСФЕРНАЯ РАДИАЦИЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ
 С весны 2015 года в стратосферу над Калифорнией были запущены  гелиевые шары с радиационными сенсорами для измерения присутствия  космических лучей( рентгеновского и гамма-излучения в энергетическом диапазоне от 10 КЭВ до 20 МэВ).  Вскоре после начала мониторинга стало понятно, что уровень радиации растет. Почему? Основная причина в снижении активности Солнца. В последние годы число солнечных пятен резко упало, так как магнитное поле солнца ослабевает. Это позволило большему количеству космических лучей из глубин космоса  проникать в Солнечную систему.  Последние измерения показывают -  радиационный рост интенсивно продолжается, с интересным исключением, обведенные желтым цветом на картинке.
В  сентябре 2017 года спокойное солнце удивило  внезапнной взрывной активностью. На 3 сентября  появились огромные солнечные пятна. В недели, которые последовали, они породили сильнейшие солнечные вспышки, каких не было более чем за десятилетие (Х9-класс), обрушили мощный сме в сторону Земли, и вызвали сильные геомагнитные бури (Г4-класс) с появлением северного сияния далеко к югу (Арканзас). Во время шторма был  запуск воздушного шара и обнаружено, что  радиактивное излучение снизилось до уровня, какого не было с 2015 года.
Интересно, что после солнечной вспышки, сниженный уровень  радиации в стратосфере сохранялся  более 2 месяцев. Теперь он вернулся на прежний  трек неуклонного роста, так  как спокойное солнца возобновляет свое продвижение к солнечному минимуму. Активности не ожидается, поэтому воздействие космических лучей должно продолжать расти, и значительно, в ближайшие месяцы и годы.

РЕДКАЯ ЗИМНЯЯ  РАДУГА
Для радуги обычно требуется вода. Капли, падающие  с неба,  отражают солнечные лучи, превращая их в красочные брызги красного, зеленого и синего. Вчера Валттери  Иммонен видел радугу над Муонио, Финляндия, но не хватало капель дождя. "Было  -6 градусов, без дождя и снега", - говорит он. "И огромная радуга через всё небо".
"Я никогда не видел радугу зимой, и  даже не знал, что это возможно, когда температура ниже 0 градусов", - изумляется он.
Эксперт оптики Коули говорит, что капли всё-таки  должны были присутствовать: « Когда капли особенно чистые, они могут оставаться в жидком состоянии даже когда температура опускается ниже нуля».
Прошлой зимой такая радуга была в Арктике. Валттери  Иммонен предполагает, что этих редких радуг будет появляться всё больше.

На Солнце наблюдается редкий по размеру протуберанец

Прекрасную возможность увидеть солнечный протуберанец, всем тем, кто не знает, что это такое, предоставляет в настоящий момент наша звезда. Почти по центру солнечного диска сейчас располагается одно из красивейших и наиболее крупных (около полумиллиона километров) за последние годы тёмное волокно, как раз и являющееся тем самым протуберанцем.

Хотя солнечные протуберанцы обычно ассоциируются с выбросами вещества (достаточно набрать слово "протуберанец" в поисковой системе и посмотреть предлагаемые картинки), не все знают, что стадия, когда протуберанец улетает от Солнца, является лишь финальным этапом его гораздо более длинной жизни. Этой стадии предшествует длительный (иногда по нескольку недель) этап, когда холодное плотное вещество постепенно накапливается в короне Солнца пока, наконец, не достигает такой массы, что выходит из равновесия и выбрасывается в окружающее пространство. Вещество протуберанца представляет собой преимущественно "холодный" водород, температура которого (менее 10 тысяч градусов), хотя и является гигантской по земным меркам, почти в 100 раз уступает температуре окружающей короне (около 1 млн. градусов). По этой причине протуберанец при взгляде сверху выглядит как темный объект (обычно имеющий форму волокна), яркость которого существенно меньше, чем яркость окружающего газа. Как такой холодный объект может существовать неделями в горячей солнечной короне и не нагреваться, является одной из загадок физики Солнца, решению которой посвящено значительное число исследований.

НАСА сообщило о редком явлении на Солнце
Обсерватория НАСА «Солнечная динамика» столкнулась со странным явлением, которое очень редко до этого наблюдали астрономы и космические аппараты.
Специалисты, наблюдающие за активностью Солнца, заметили необычную солнечную нить, которая отличается от ранее зафиксированных.  Солнечные нити представляют собой скопления заряженных частиц, которые плавают над поверхностью Солнца, «привязанные» к нему магнитным полем. Обычно они выглядят как удлиненные неровные «облака», поэтому их и назвали нитями.
Но обнаруженная обсерваторией нить больше похожа на круг. Чернеющая пустота слева — это корональная дыра, являющаяся «магнитно-открытой» областью солнца.
В НАСА обращают внимание, что обнаружение закругленной солнечной нити — крайне редкое явление, которое фиксировалось всего несколько раз за всю историю наблюдений.

На Солнце исчезли пятна
Солнечные пятна -  большие области темного цвета на Солнце. Температура на пятнах сильно понижена по сравнению с другими участками фотосферы примерно на 1500 kelvin. Наблюдать пятна можно с помощью оптических приборов. Пятна на Солнце это области выхода сильных магнитных полей. Потемнение происходит путем подавления магнитным полем конвективных движений вещества. Главный показатель солнечной активности это количество пятен.
Число пятен на Солнце, считающееся главной характеристикой уровня солнечной активности, стремительно падает до нуля. В настоящее время на обращенной к Земле стороне Солнца не наблюдается ни одного пятна. Есть ли сейчас пятна на обратной стороне Солнца, сказать трудно, но исходя из фотографий Солнца 2 недели назад, когда эта сторона была обращена к Земле, пятна отсутствуют и там. Тем самым наша звезда сейчас очень близка по внешнему виду к идеальному объекту, без каких-либо "недостатков", каким его и представляли люди до начала 17 века. То, что на совершенном небесном теле, к каким относили тогда Солнце, существуют пятна, так потрясло современников, что первые сообщения об этом публиковались анонимно, либо в частных переписках, из опасений обвинений в ереси. И даже после того, как наличие пятен было доказано, "идеальность" Солнца пытались спасти, утверждая, что пятна являются облаками, отрицая доказанный сейчас факт принадлежности пятен к поверхности Солнца. Число пятен на Солнце является главным параметром, по которому измеряется 11-летний солнечный цикл, история которого насчитывает уже почти 270 лет. Раз в 11 лет число пятен достигает максимума, а примерно посередине между этими пиками снижается до наименьшего значения, называемого солнечным минимумом. Природа этих изменений оставалась непонятной на протяжении почти 200 лет и лишь в середине XX века было установлено, что с шагом 11 лет меняется магнитное поле Солнце (поочерёдно усиливается и ослабляется). Так как пятна образуются в областях сильного поля, то в моменты максимальной напряженности поля достигает максимума и число пятен.
Наблюдения за соседними пульсарами не помогли ученым открыть источник загадочных потоков антиматерии, "бомбардирующих" Землю из космоса, что указывает на их крайне экзотическое происхождение, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
"Эти замеры интересны по той причине, что они фактически полностью исключают возможность того, что эти "лишние" позитроны долетают до Земли от двух ближайших к нам пульсаров, если использовать самые простые модели их движения по межзвездной среде. Мы не говорим, что они были точно порождены темной материей, но теперь новые "пульсарные" теории должны как-то учитывать то, что мы обнаружили", — заявил Джордан Гудмэн (Jordan Goodman) из университета Мэриленда (США).

История этой космической загадки началась в 2008 году, когда российско-итальянский детектор антиматерии PAMELA, установленный на борт спутника "Ресурс-ДК1", обнаружил необычно большое число позитронов высоких энергий в околоземном космическом пространстве. Это впервые указало, что какой-то космический объект или процесс "обстреливает" Землю антиматерией, пишет РИА Новости.

Световой шар над Сибирью
29 октября жители северной части Сибири, Россия, наблюдали в небе удивительный светящийся шар. Многие приняли его за НЛО, сообщает The Siberian Times.
Так, удивительное зрелище открылось перед жителями города Салехард, который находится непосредственно на Полярном круге.
Светящийся шар удалось запечатлеть на фото сибирскому фотографу Сергею Анисимову, который признался, что был ошеломлен увиденным.
«Светлый шар поднялся из-за деревьев и двинулся в мою сторону. Мяч начал превращаться в дугу и постепенно рассеялся», — рассказал он.
Еще один фотограф Алексей Яковлев наблюдал светящийся шар в городе Стрежевой, расположенном на севере Томской области, примерно в 840 км.
По его словам, сначала он подумал, что это полярное сияние, но постепенно шар начал расширяться.
«Хорошо, что я был не один ... они дали понять, что группа людей не может галлюцинировать» — отметил он.
Как сообщает Daily Mail, пока источник света не подтвержден.

Пляски Северных сияний
8-9 ноября в дюжине американских штатов (даже Небраски!) наблюдатели  были удивлены внезапным появлением ярких сияний. Матти Хелина видела их в Южной Финляндии: «Полярные сияния были дикими", - говорит Хелин. "Они были повсюду. Лучи, яркие мерцающие огни, и они движутся очень быстро". Наши северные города также стали свидетелями небесных  цветовых танцев. В сети появились снимки из Санкт- Петербурга, Пскова, Костомукши, Петрозаводска, Мурманска, Айхалы (Якутия).
Вокруг Северного Полярного круга, цветовое зрелище может продолжаться в течение нескольких дней. Причиной всех этих явлений стал  солнечной ветровой поток, который поглотил землю 7 ноября.
Сев. сиян.Сев. сиян 1Сев. сиян 2Сев. сиян 3Сев. сиян 45678

5-го ноября на солнце не фиксировались солнечные пятна, и активность его была очень низкой. Тем не менее, Алану Дайеру, находящемуся на борту норвежского круизного лайнера, удалось заснять ярко-зелёный овал полярного сияния.
При почти полной Луне и отсутствие геомагнитной активности над Баренцевым морем было удивительно красивое явление.