РИТУАЛЬНАЯ ОДЕЖДА БЕЛОГО ШАМАНА
Ак-маньяак (белый халат) – шаманское ритуальное одеяние, имеющее исключительно белый цвет, предназначалось для проведения солнечных ритуалов. Как и бубен, это облачение служило священным предметом и изготавливалось для шамана уже обладавшего бубном, хотя у многих народностей вместо него часто использовались другие ритуальные принадлежности.
Халат белого шамана был строго индивидуальной принадлежностью и состоял из множества символических украшений в виде лент, жгутов с бубенцами, небольших кусков ткани, перьев птиц, тряпичных анропоморфных куколок – «небесных солнечных дев» (кыйандар). Жгуты изготавливались из конопляных веревок, обшитых цветным ситцем разной длины и ширины. Воротник состоял из пучков белых и серых перьев, символизирующих два энергетических небесных потока: белый – шел с созвездия Лебедь и олицетворял связь с солнечными божествами, серый (пегий) – с созвездия Пегас, согласно верованиям белых шаманов, олицетворяющим пространство, где живут солнечные духи-предки. Разного рода подвески, колокольчики и бубенцы считались защитой от темной силы, которая могла нарушить связь с небом. Все это крепилось поверх распашного, доходящего до колен, халата. Одежда, как бубен и чаша белого шамана, были вместилищем солнечной силы, посредством которой шаман исполнял свои обряды и ритуалы, мог «путешествовать» по всем мирам Вселенной.
Куш-борук – шапка-птица, на которой вышивали суровыми нитками, шелком и бисером линии, разделяющими шапку на три яруса: глазничный, лобный и затылочный. К верхнему краю пришивали три пучка (в центре и по краям) или ровно по всему краю белые перья беркута либо филина. По нижнему краю прикрепляли короткую бахрому из бус с раковиной каури на концах, которая опускалась на лицо шамана.
Одежда, как и бубен белого шамана, служили свидетельством его причастности к мирам Вселенной, поэтому на ритуальном облачении символически изображались сферы и элементы Вселенной, что подчеркивало высокий статус шамана и его роль в космическом процессе. Костюм белого шамана, как и все, что связано с его деятельностью, наделен светлой силой, которая сохраняется и после смерти хозяина. Поэтому большинство народов оставляют одежду в погребении умершего шамана.
Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.

Белый шаманизм вырос из древней народной медицины. Но в отличие от древних целителей – ведунов и знахарей, которые считали причиной болезни предмет, проникший в тело, белые шаманы расценивали все заболевания как вселение в человека негативной энергии, которую необходимо изгнать из тела больного. Для осуществления этого белые шаманы общались с солнечными божествами неба, прилетавшими к ним в виде белых птиц – лебедей. При этом они не впадали в экстаз, ограничиваясь пением и разговорами с душой больного.
Многие современные исследователи считают, что исторические корни белого шаманизма уходят вглубь веков к древним индоиранским и индоевропейским верованиям. Существует мнение, что белый шаманизм – это ветвь буддизма. Возможно, и зороастризм оказал влияние на формирование этой традиции.
Атрибутами белого шамана были белая одежда и белый конь. Сам шаман (ильвиг, кама) считался верховным жрецом народа, в военных действиях – полководцем, во время охоты – главный, он же врач и посредник между родичами и солнечными божествами. Верховная власть белого шамана вытекала исключительно из магической силы провидения и предсказания. Считалось, что он имел небесное происхождение и имел душу птицы.
Белые шаманы, совершающие религиозные обряды – тайлганы, не могли служить злу, они были сторонниками бескровных жертв. Также ими проводились обряды общего назначения. Принадлежность к своему роду было характерно для белого шамана. Белый жрец, белый отец, белый бог – такие иерархические титулы носили шаманы, считаясь избранными служителями солнечного культа. Если белые шаманы при рождении имели сверхспособности и готовились с детства стать во главе своего рода-племени, то черные шаманы избирались некими природными духами, которые вселялись на время в тело претендента, рассчитывая вступить во взаимодействие с ними, что влекло за собой иногда затяжную «шаманскую болезнь», выражающуюся в буйстве и приступах лихорадки. Те претенденты на статус черного шамана, которые не проходили этого испытания, зачастую скоропостижно умирали.
Характерной особенностью белого шаманизма являлось одухотворение процесса жизни и наполнение светлыми энергиями всего окружающего мира. Общение белого шамана с солнечными божествами происходило без специальных подготовительных ритуалов, заклинаний и танцев, а лишь посредством обрядового действия зажигания смеси трав в чаше для очищения пространства и исполнения на бубне гимна Солнцу. Этого было достаточно, чтобы солнечные божества обратили на него внимание и вступили с ним в прямое взаимодействие.